Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Куединская средняя общеобразовательная школа № 2 - Базовая школа

Основы журналистики

 

Пояснительная записка

 

  Данный курс «Основы журналистики» составлен в соответствии с «Положением о предпрофильной подготовке учащихся МОУ «КСОШ №2». Курс является межпредметным, предназначен для учащихся 9-х классов, рассчитан на 10 часов: 5 часов отводится на теоретические занятия и 5 часов – на практические. Цель – знакомство с социально-профессиональными ролями в сфере производства СМИ; получение учащимися опыта анализа, создания, редактирования журналистского текста.

 Учащиеся познакомятся с методикой репортерского труда, изучат публицистический стиль речи. Курс ориентирован на овладение группами публицистических жанров (в частности, информационных), структурой журналистского текста.

 Программа курса предусматривает организацию лингворечевой деятельности учащихся по направлениям: чтение, работа с готовым текстом; работа с языковыми и художественными средствами; литературное творчество учащихся, составление текстов информационных жанров; овладение устной формой речевой деятельности, ее композицией.

  Результатом данного курса будут сочинения учащихся в разных газетных жанрах.

  Программа в определенной степени знакомит учащихся с профессией журналиста и поможет в выборе жизненного пути.

 

 

Программа курса «Основы журналистики»

                                             

 

Тема

 

Теоретические занятия, кол-во часов

Практические занятия, кол-во часов

Введение. Система СМИ.

Публицистический стиль речи. Газетные жанры.

Структура журналистского текста.

Информационные жанры. Заметка.

Конструирование собственных текстов.

Интервью.

Творческое интервью учащихся.

Репортаж.

Творческая работа: репортаж в газету.

1ч.

1ч.

 

 

1ч.

 

1ч.

 

1ч.

 

 

 

1ч.

 

1ч.

 

2ч.

 

1ч.

 

 

 

Планирование занятий курса

 

Тема

Содержание

Форма организации

Прогнозируемый результат

Введение в курс. Система СМИ.

 

 

 

 

 

 

 

Публицистический стиль речи. Газетные жанры.

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура журналистского текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационные жанры. Заметка.

 

 

 

 

 

 

     5. Создание

         собственных текстов.

 

 

 

 

Интервью.

 

 

 

 

 

 

 

 

7-8. Творческое

        интервью учащихся.

 

 

 

 

9. Репортаж.

 

 

 

 

 

 

Творческая работа:

      репортаж в газету.

 

 

 

 

 

 

 

 

Предмет, задачи курса. Система СМИ. Журналист: социальный и должностной статус. Особенности журналистского труда.

 

 

Публицистический стиль речи: назначение, цели, языковые особенности.

Жанры печати: информационные, аналитические, художественно-публицистические.

 

 

Заголовок (его основные функции и требования к нему), лид (вводная часть), смысловые части, подпись.

 

 

 

 

 

Заметка: особенности и назначение жанра. Требования к заметке. Виды заметок.

 

 

 

 

Создание короткой информации, расширенной заметки, полемической заметки.

 

 

Особенности и назначение жанра. Основные виды: интервью-диалог, интервью-монолог, интервью-сообщение.

 

 

 

Процесс подготовки интервью. Создание и редактирование текста.

 

 

 

Виды репортажа. Композиционно-стилистические особенности.

 

 

 

Процесс подготовки репортажа. Создание и редактирование текста.

Лекция с элементами беседы.

 

 

 

 

 

 

Работа с газетным материалом: знакомство с особенностями жанров.

 

 

 

 

 

Анализ газетного материала. Работа в группах.

 

 

 

 

 

 

Лекция с элементами беседы. Анализ газетного материала.

 

 

 

Индивидуальная работа.

 

 

 

 

Лекция с элементами беседы. Анализ газетного материала. Работа в группах.

 

 

Индивидуальная работа.

 

 

 

 

Анализ газетного материала в группах.

 

 

 

Индивидуальная работа.

Составление кодекса чести журналиста.

 

 

 

 

 

 

Умение различать газетные жанры.

Составление таблицы, отражающей особенности газетных жанров.

 

 

 

 

Создание отдельных частей журналистского текста: заголовка, лида.

 

 

 

 

 

 

Умение различать виды заметок.

 

 

 

 

 

 

Журналистские тексты учащихся.

 

 

 

 

Четкое представление об особенностях жанра и видах  интервью.

 

 

 

 

Творческие работы учащихся.

 

 

 

 

Четкое представление об особенностях репортажа.

 

 

 

Творческие работы учащихся.

 

Учебно-методическая литература для учителя

 

 

Дускаева Л. Р. Сочинения в разных жанрах. Учебное пособие. Пермь, 1990.

Гринина-Земскова А. М. Сочинения в газетных жанрах. М., Просвещение,1977.

Ладыженская Т. А. Система обучения сочинениям в 4-8 классах.. М., Просвещение, 1973.

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"